Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Профилактика буллинга

Региональный пилотный проект

Реализация регионального проекта Министерства образования  Иркутской области по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ  ШР «ООШ № 11»

(распоряжение министерства образования Иркутской области от № 55-1213-мр от 11.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях  Иркутской области на 2023 - 2025 годы»,

приказ УО Администрации Шелеховского муниципального района № 453 от 04.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации пилотного проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях ШР»)

В настоящее время тема буллинга во многих ОО приобрела острый характер и высокое общественное внимание.

 

Буллинг может проявляться в разных формах:

- обидные прозвища;

- угрозы физического насилия;

- драки, запугивание, высмеивание;

- разного рода унизительные комментарии;

- бойкот или подстрекательство, сплетни, публичные унижения и т.д.

 

Основная идея проекта оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.                                                                              

Главные задачи проекта — предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы "Школьного ориентира", "Театра дружбы", профилактической квест-игры "Класс#ВместеДружба".

Документы: 

Распоряжение Министерства образования Иркутской области по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях

Приказ 453 от 04.09.2023г. УО Шелеховского района "Об утверждении плана мероприятий по реализации пилотного проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Шелеховского района"

Приказ 118-од от 14.09.2023г.  МКОУ ШР "ООШ №11" "Об организации работы по профилактике буллинга в МКОУ ШР "ООШ №11""

15 сентября 2023 года в МКОУ ШР "ООШ №11" состоялось заседание педагогического совета, на котором был рассмотрен вопрос об организации работы по профилактике буллинга. В МКОУ ШР "ООШ №11" утверждена Антибуллинговая хартия'".

Антибуллинговая Хартия

Выписка из протокола

 

В рамках  реализации регионального проекта Министерства образования  ИО по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ ШР «ООШ №11» с 19.09.2023г. по 10.11.2023г. прошли классные родительские собрания по ознакомлению родителей с информацией по внедрению в проект, антибуллинговой хартией.

Всего ознакомлено  родителей: 111 чел.  

 

Памятки:

Буллинг (буклет) 

Советы родителям

Советы ребёнку

Советы педагогам

Видеоролик "Школьное пространство" 

 

Статьи:

Групповые беседы "Дружба в классе"

Тренинг "Радуга доверия"

 

Как противостоять буллингу.

Практически в каждой школе есть ученики, которые становятся объектом насмешек, скрытых и открытых издевательств.   Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?

Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие в отношении кого-либо, не способного защитить себя в данной ситуации.                                                                                  

Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей.                                                                                            

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в  детском саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.                                                                                                       

По статистике 45% школьников становятся объектами буллинга, а  ЕЩЕ  20% принимают непосредственное участие в этих  действиях  (Наблюдатели).       

                 

Кто участвует в буллинге?                                                                                                                        

В буллинге могут  участвовать не только дети, но и педагоги. То есть,   и жертвами  и буллерами могут выступать  как  дети  так и  взрослые.                                                                                                                                                              

Различают четыре типа  буллинга в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.                                                                                                                             

Вербальный.    Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.                                                                     

Поведенческий.   Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.                                                                                                                                

Физические издевки.   Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.                                                                                                                                         

Кибербуллинг.   Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети

Буллеры – это:

-   активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

-   агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную  жертву;

-   дети, стремящиеся быть в центре внимания;

-   дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

-   максималисты, не желающие идти на компромиссы;

-   дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;

-   дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива. 

 

Чаще всего жертвами буллинга становятся:                                                                                             

- неуверенные в себе, тихие  дети,  имеющие изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП).

- физически слабые дети, кто не может защитить себя возможно, с инвалидностью , физически слабее своих ровесников;

- имеющие болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), и т. д.;

- дети, которые отличаются национальностью, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;

- подростки, которые хуже или беднее всех одеты;                                                                           

- не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы;

- дети, успешные в учебе;                                                                                                                        

- внешне очень красивые.

- ученики, к которым отрицательно относятся взрослые;

- например, неподобающее отношение учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам;

- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); 

- низкий интеллект и трудности в обучении.

 

Несколько признаков того, что у подростка существуют проблемы с общением: 

- кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);

- школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;    

- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;

- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

- признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);

- один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;

- не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе;

- младшие школьники боятся зайти в туалет;

- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

 

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

-притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

-боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

-меняется поведение  ребенка;

-явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

-частые просьбы дать денег, воровство;

- снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

- постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

- молчаливость, нежелание идти на разговор;

-суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга.

Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Следуя практике,   отмечено - школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.  (« зеркало семьи»)
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.                                                                                                                      

 

Последствия:

- порядка 45% людей, которые были изгоями в детстве, впоследствии страдают различными психическими расстройствами, в особенности депрессией,  неврозами;

-  у многих из них присутствуют нарушения сна,  аутоагрессивные   тенденции (вырывание волос, расцарапывание кожи), многие всерьез начинают думать о суициде;

-  у детей-изгоев снижается самооценка, они начинают ненавидеть – себя;

-  также они боятся всего, что связано со школой, мечтают никогда в нее не возвращаться, у них ухудшается успеваемость.

Все это может значительно повлиять на их будущее!!!

 

Пути решения проблем.

Буллинг  серьезная проблема современности, которую следует решать комплексно и решительно.

Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников.

Большая роль отводится классному руководителю. Он не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».

Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам.

Сотрудничать с семьями, родителями, опекунами. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера.

Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.

Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.

Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.

Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.             

Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).

Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом.  Нужно стараться объединить школьников общим делом: в этом помогут конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия.

Организация  досуга учащихся во внеучебное время (посещение кружков и секций).  

Нужно учитывать, что дети – агрессоры обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Отслеживание и контроль резких изменений в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.

Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Доведение учащимся, а также их родителям (законным представителям) информации о действующем общероссийском детском телефоне доверия с единым номером (88002000122), а также о ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям», где возможно получить консультативно-психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации.         

                       

Советы  родителям:   

- станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;

- учите ребенка общению с людьми вне Интернета;

- тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах;

- не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;

- контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения;

- обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

 

Скачать разработки:

Как не стать жертвой буллинга (информация для подростков)

Памятка 1. Моего ребенка травят в школе

Памятка 2.  Моего ребенка травят в школе

 

Т Е Л Е Ф О Н Ы   Д О В Е Р И Я

На основании письма Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району с 6 декабря 2010 года произведено подключение 3-х телефонных номеров "Телефонов доверия" учреждений Иркутской области к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122

  1. "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (в круглосуточном режиме тел. 32-48-90);
  2. "Центр психолого-медико-социального сопровождения"(работает в качестве телефона доверия тел. 22-93-28 по следующим дням недели: вторник с 16.00 до 18.00, четверг с 16.00 до 18.00, суббота с 10.00 до 14.00);
  3. "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (в круглосуточном режиме тел. 24-00-07)