Профилактика буллинга
Региональный пилотный проект
Реализация регионального проекта Министерства образования Иркутской области по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ ШР «ООШ № 11»
(распоряжение министерства образования Иркутской области от № 55-1213-мр от 11.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023 - 2025 годы»,
приказ УО Администрации Шелеховского муниципального района № 453 от 04.09.2023 «Об утверждении плана мероприятий по реализации пилотного проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях ШР»)
В настоящее время тема буллинга во многих ОО приобрела острый характер и высокое общественное внимание.
Буллинг может проявляться в разных формах:
- обидные прозвища;
- угрозы физического насилия;
- драки, запугивание, высмеивание;
- разного рода унизительные комментарии;
- бойкот или подстрекательство, сплетни, публичные унижения и т.д.
Основная идея проекта оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.
Главные задачи проекта — предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы "Школьного ориентира", "Театра дружбы", профилактической квест-игры "Класс#ВместеДружба".
Документы:
15 сентября 2023 года в МКОУ ШР "ООШ №11" состоялось заседание педагогического совета, на котором был рассмотрен вопрос об организации работы по профилактике буллинга. В МКОУ ШР "ООШ №11" утверждена Антибуллинговая хартия'".
В рамках реализации регионального проекта Министерства образования ИО по профилактике буллинга: "Новое школьное пространство" на базе МКОУ ШР «ООШ №11» с 19.09.2023г. по 10.11.2023г. прошли классные родительские собрания по ознакомлению родителей с информацией по внедрению в проект, антибуллинговой хартией.
Всего ознакомлено родителей: 111 чел.
Памятки:
Видеоролик "Школьное пространство"
Статьи:
Групповые беседы "Дружба в классе"
Как противостоять буллингу.
Практически в каждой школе есть ученики, которые становятся объектом насмешек, скрытых и открытых издевательств. Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?
Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие в отношении кого-либо, не способного защитить себя в данной ситуации.
Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей.
Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в детском саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.
По статистике 45% школьников становятся объектами буллинга, а ЕЩЕ 20% принимают непосредственное участие в этих действиях (Наблюдатели).
Кто участвует в буллинге?
В буллинге могут участвовать не только дети, но и педагоги. То есть, и жертвами и буллерами могут выступать как дети так и взрослые.
Различают четыре типа буллинга в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.
Вербальный. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
Поведенческий. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети
Буллеры – это:
- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
- дети, стремящиеся быть в центре внимания;
- дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
- максималисты, не желающие идти на компромиссы;
- дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
- дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.
Чаще всего жертвами буллинга становятся:
- неуверенные в себе, тихие дети, имеющие изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП).
- физически слабые дети, кто не может защитить себя возможно, с инвалидностью , физически слабее своих ровесников;
- имеющие болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), и т. д.;
- дети, которые отличаются национальностью, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
- подростки, которые хуже или беднее всех одеты;
- не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы;
- дети, успешные в учебе;
- внешне очень красивые.
- ученики, к которым отрицательно относятся взрослые;
- например, неподобающее отношение учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- низкий интеллект и трудности в обучении.
Несколько признаков того, что у подростка существуют проблемы с общением:
- кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
- школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
- один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
- не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
-притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
-боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
-меняется поведение ребенка;
-явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
-частые просьбы дать денег, воровство;
- снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
- постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
- молчаливость, нежелание идти на разговор;
-суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга.
Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Следуя практике, отмечено - школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.
- Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором. (« зеркало семьи»)
- Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.
Последствия:
- порядка 45% людей, которые были изгоями в детстве, впоследствии страдают различными психическими расстройствами, в особенности депрессией, неврозами;
- у многих из них присутствуют нарушения сна, аутоагрессивные тенденции (вырывание волос, расцарапывание кожи), многие всерьез начинают думать о суициде;
- у детей-изгоев снижается самооценка, они начинают ненавидеть – себя;
- также они боятся всего, что связано со школой, мечтают никогда в нее не возвращаться, у них ухудшается успеваемость.
Все это может значительно повлиять на их будущее!!!
Пути решения проблем.
Буллинг — серьезная проблема современности, которую следует решать комплексно и решительно.
Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников.
Большая роль отводится классному руководителю. Он не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».
Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам.
Сотрудничать с семьями, родителями, опекунами. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.
Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера.
Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.
Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).
Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Нужно стараться объединить школьников общим делом: в этом помогут конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия.
Организация досуга учащихся во внеучебное время (посещение кружков и секций).
Нужно учитывать, что дети – агрессоры обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Отслеживание и контроль резких изменений в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
Доведение учащимся, а также их родителям (законным представителям) информации о действующем общероссийском детском телефоне доверия с единым номером (88002000122), а также о ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям», где возможно получить консультативно-психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации.
Советы родителям:
- станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;
- учите ребенка общению с людьми вне Интернета;
- тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах;
- не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;
- контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения;
- обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.